Гражданское дело по
заявлению И. об устранении допущенных
государственными органами нарушений
жилищных прав ( гл.25 ГПК РФ )
И. обратился с просьбой о
составлении жалобы на неправомерные
действия государственных органов в
связи со снятием его и членов его семьи
с учета нуждающихся в улучшении жилищных
условий , а также оказании помощи в
выработке правовой позиции по делу.
Результат рассмотрения заявления И.
районным судом г.М. неизвестен в связи
с изъявленным И. желанием участвовать
в деле самостоятельно без помощи
адвоката.
Позиция по делу
(приводится приблизительно к тексту
заявления): В период с 1981г. по
2006г. И. являлся военнослужащим (на момент
увольнения - полковник, заместитель
начальника кафедры ВИА). В 1995 г. в связи
с переводом для прохождения дальнейшей
воинской службы в г.М. семье И. в составе
3-х человек была выделена служебная
жилая площадь с одновременным принятием
на учет как нуждающихся в улучшении
жилищных условий. 14.06.06г. в связи с
организационно-штатными мероприятиями
директивой начальника Генерального
штаба ВС РФ №….. должность, занимаемая
И., была сокращена , а сам он подлежал
увольнению из ВС РФ , следовательно ,
должен был освободить и предоставленную
ему ранее служебную квартиру. В связи
с тем , что его семья оказывалась в
ситуации необеспеченности жилой площадью
, руководством ВИА ему было предложено
перевести занимаемую квартиру из разряда
служебных в неслужебную с заключением
договора социального найма , при этом
обязательным условием было написание
им с удостоверением у нотариуса заявления
об отказе от полагающихся ему по закону
прав и льгот и снятии с учета
очередников. 21.06.06г. Главным
квартирно-эксплуатационным управлением
МО РФ было вынесено решение о предоставлении
по списку №…. семьям военнослужащих ,
в т.ч. и И., жилой площади за выбытием и
снятии с учета очередников. 17.08.06г.
Общественной жилищной комиссией ЮАО
г.М. данное решение рассмотрено и
утверждено распоряжение Префекта №….,
о чем И. стало известно только в январе
2007г. уже после его досрочного увольнения
из рядов ВС МО РФ 07.11.06г. на основании
приказа Министра обороны РФ №…в связи
с организационно-штатными
мероприятиями. Официально , путем
получения письменного ответа о снятии
с учета нуждающихся в улучшении жилищных
условий , он извещен лишь 23.05.08 г.. Решения
ГлавКЭУ МО РФ и Общественной жилищной
комиссии и Префекта ЮАО г.М. о снятии
семьи И. с учета нуждающихся в жилых
помещениях являются незаконными,
нарушающими права граждан и подлежат
отмене по следующим основаниям: В
соответствии со ст.ст.49,50 ЖК РФ, жилое
помещение по договору социального найма
предоставляется исходя из нормы ,
установленной органом местного
самоуправления (в г.М. - 18 кв.м общей
площади на одного человека). На основании
п.8 ст.15 Закона РФ "О статусе
военнослужащих" , военнослужащие -
преподаватели военных образовательных
учреждений профессионального образования
, имеют право на дополнительную общую
жилую площадь жилого помещения размером
от 15 до 25 кв.м. Таким образом, исходя из
количества членов семьи И. и с учетом
его права на дополнительную жилую
площадь , его семье , в случае снятия с
учета нуждающихся, должно было
предоставляться жилое помещение размером
не менее 69 кв.м , а предоставлена квартира
размером 42,8 кв.м. В силу ст.179 ГК РФ
сделка , которую лицо было вынуждено
совершить вследствие тяжелых обстоятельств
на крайне невыгодных для себя условиях,может
быть признана судом недействительной. Подписание
И. и удостоверенного нотариусом заявления
о согласии на предоставление квартиры
размерами ниже установленных социальных
норм , отказе от полагающихся И. по закону
прав и льгот и снятии с учета очередников
с последующим заключением договора
социального найма на предоставленную
жилую площадь 25.09.06 г. было
вынужденным.Подписывая нотариальное
заявление,И. знал о предстоящем сокращении,
на момент заключения договора социального
найма он был уже уволен в запас , жилищем
обеспечен не был и другой возможности
получения жилья , кроме предлагаемого
варианта , не имел. Кроме того , в
соответствии с п.2 ст.56 ЖК РФ , решение о
снятии с учета граждан в качестве
нуждающихся в жилых помещениях выдаются
или направляются гражданам, в отношении
которых приняты такие решения, не
позднее, чем через три рабочих дня со
дня принятия таких решений и могут быть
обжалованы указанными гражданами в
судебном порядке. Снятие семьи И. с учета
нуждающихся в улучшении жилищных условий
производилось на основании решений 3-х
заинтересованных лиц , ни одно из которых
не направлялось И. в предусмотренный
законом срок , что ввело его в заблуждение
относительно правомерности этих решений
и лишало его возможности своевременно
обратиться за судебной защитой и что ,
наряду с вышеизложенным , является
основанием для отмены состоявшихся
решений названных государственных
органов.